"Пространство текста"

В Чёрном зале во время Бу!феста будет проходить выставка Книги художника.

Пространство текста
(междисциплинарный проект на стыке Книги художника, визуальной поэзии и медиа-арта)

Кураторы:
Михаил Погарский, Виталий Пацюков, Андрей Суздалев.

Концепция:

Согласно современным энциклопедическим дефинициям: текст (от лат. textus — ткань, соединение), 1) последовательность предложений, слов (в семиотике — знаков), построенная по правилам данного языка (знаковой системы) и образующая сообщение. 2) Словесное произведение; в художественной литературе — законченное произведение, либо его фрагмент, составленный из знаков естественного языка (слов) и сложных эстетических знаков (слагаемых поэтического языка, сюжета, композиции и т.д.). 3) Авторское произведение без комментариев. 4) В издании — часть произведения выраженная в словесной форме, в отличие от рисунков, чертежей, формул и т.п.
Однако в арт-пространстве текст уже давно вышел за рамки современной парадигмы и стал выполнять не только информацинно-смысловую функцию, но и нести образно-эстетическую нагрузку.
Данный проект это своего рода арт-путешествие в чрево текста, вскрытие и обнажение самых разных его ипостасей, художественное исследование самой ткани текста, эстетический анализ его потаённой сути.
Проект синтезирует различные грани художественно-текстологических проявлений. С одной стороны это использование текста в произведениях искусства, в качестве эстетических элементов, а с другой стороны это раскрытие и усиление метафорических смыслов, превышающих языковую составляющую текста, средствами визуального искусства. Это своего рода возвратно-поступательная девербализация и ревербализация текста, вывод текстового мессажа из интеллектуального поля в пространство чувственного восприятия и наоборот, перенесение эмоциональной атмосферы тексто-образов на территорию логических структур.
В данном проекте мы трактовали категорию текста довольно широко, включая в неё не только работы с использованием фонетического письма, но и символьной азбуки, пиктограмм, знаков и звуков.
Экспозиция «Пространства текста» состоит из двух частей. Это несколько авторских проектов, представленных наиболее полно и Библиотеки Книги художника, в которую вошли работы, связанные с эстетизацией текста.



Проекты:

Михаил Погарский. Зыбкость искусства



Сегодня тексты утрачивают свою печатную твёрдость и начинают постоянно изменяться со временем. Зыбкость слов и предложений с одной стороны ведёт к возможности непрерывного усовершенствования текста, а с другой стороны к утрате такого живого и очень важного жанра, как черновик. Читатели и будущие историки лишаются возможности заглянуть на авторскую кухню, изучить поэтическую лабораторию, уловить аромат художественной работы, прикоснуться к процессу письма.
Конечно, некоторые писатели, тоскуя по старым добрым черновикам, начинают их имитировать и в электронном формате, зачёркивая якобы ненужное. Однако нарочитость подобной игры видна невооружённым взглядом и, разумеется, подобная имитация не может заменить картины реального творческого процесса.
Топор всегда пасовал перед работой пера, а вот компьютер оказался сильнее. Электронный нож безжалостно режет тексты, не оставляя следов. И сколько стихов, повестей и рассказов ушли в небытие вместе с полетевшими жёсткими дисками. Рукописи не боялись ни огня, ни воды. Электрописи боятся всего: от клавиши Delete до магнита и вируса.
Понятие электропись, на мой взгляд, очень точно характеризует зыбкость не только литературных текстов, но и всего современного искусства.


Андрей Суздалев. Дальняя (избранные дорожные партитуры)



В рамках проекта "Ч/Б" (№15, 2009).
Книга построена на материале соловецких дневников и зарисовок, продолжая и развивая авторскую «мифологию места». При проекции идеографических рисунков на нотный стан возникают своего рода графические псевдо-песни (избранные дорожные партитуры, маленькие пьесы воображения). Могут ли эти «пьесы» реально звучать? Не будучи музыкантом, такой задачи автор не ставил, добиваясь скорее чисто визуального подобия — в надежде, что зритель/читатель сможет достроить собственный аудио ряд... Однако в январе 2010 года московский музыкант Игорь Колесов (Spies Boys) осуществил музыкальную "транскрипцию" пьес и исполнил их на фортепиано, добавив к бумажному изданию новое медийное расширение.


Евгений Стрелков. Вокал Кефали



В рамках проекта "Ч/Б" (№13, 2009))
Книга + компьютерная анимация. При участии Алексея Цибириева (программирование) и Дмитрия Хазана (флэш-анимация).
Число рыбаков на ялтинской набережной — это функция от количества рыбы у берега, от погоды и времени суток, а также от графика их, рыбаков, человеческой жизни: праздников, выходных и рабочих дней, обеденных перерывов, расписания движения транспорта и сетки телевещания...
В то же время, панорама с рыбаками напоминает осциллограмму звукового сигнала. И если этот сигнал озвучить с помощью компьютерной программы, мы буквально услышим вокал кефали. Звуковое послание моря.


Кира Матиссен. ЭТО ЕСТЬ ЭТО, из серии “ФОРМА и инФОРМАция”, 2009.



Материал: медиа фильм по стихотворению Даниила Хармса “Нетеперь”//режиссер: К. Матиссен / аниматоры: Г. Стрельцов, А. Ермоленко / голос: Хэнна / звук: И. Билецкий//
+ монитор, наушники, черная ткань, круглый каркас, трос, отражающие элементы.
Описание: Видео и аудио типографика. Включение в медиа объект промежуточного пространства, расположенного между источниками видео и аудио информации. В частности, расширение видео пространства экрана (квадрата) до естественного биологического восприятия (круга).

Все новости и подробности на http://www.pogarsky.ru

Несколько неслучайных участников: